Не хуже немцев...

Тяжелые потери в подводных лодках в первые годы войны на Тихом океане заставили командование Императорским флотом Японии озаботиться проектированием субмарин, обладающих высокой скоростью хода в подводном положении, что позволяло сократить потери в лодках от воздействия американских противолодочных кораблей.

Ещё в 1938-1940 гг. японцы экспериментировали с 200-тонной подводной лодкой, получившей шифр «судно номер 71», которую удалось разогнать до подводной скорости 21 узел. Для того времени – абсолютный мировой рекорд! Полученный опыт пригодился при проектировании лодок типа ST (Sen-Taka – скоростная субмарина). Согласно кораблестроительной программе на 1943 и 1944 годы планировалось построить 24 подводные лодки типа ST.

Водоизмещение лодки составляло 1171 тонн надводное и 1315 тонн подводное. Длина 79 метров, ширина по миделю 5,8 метра, осадка 5,4 метра. Корпус и рубка лодки имели обтекаемые формы, корпус выполнялся сварным. Обводы лодки выполнили максимально «зализанными», обе зенитные установки сделали убираемыми.

На лодку поставили очень мощные электродвигатели (5000 л.с.), мощные дизели (2750 л.с.), аккумуляторные батареи очень большой ёмкости. В результате удалось добиться максимальной скорости в подводном положении 19 узлов, а в надводном 15,8. Дальность плавания 5800 миль со скоростью 16 узлов в надводном положении 135 миль со скоростью 3 узла в подводном положении.

Помимо скорости субмарина обладала большой глубиной погружения – 109 метров (самой большой среди всех японских подводных лодок периода Второй мировой войны). Вооружение: четыре 533-мм носовых торпедных аппарата с боезапасом десять торпед; пара 25-мм зенитных орудий впереди и позади рубки. Экипаж - 31 человек, автономность - 30 суток.

Лодка была оснащена устройством работы дизеля под водой (РДП), причём оно не было копией немецкого «шнорхеля». При движении в режиме РДП японцы предпочитали не использовать дизеля, а продолжали идти на электромоторах. «Шнорхель» использовался только для работы вспомогательных дизель-генераторов, обеспечивающих зарядку батарей, баллонов ВВД, вентилирования отсеков либо прямого питания гребных электродвигателей. В японской терминологии «шнорхель» именовался как «особое зарядное устройство», «подводное зарядное устройство» и «устройство для подводной зарядки аккумуляторных батарей».

В общем, у японцев получилось создать подводный корабль не хуже знаменитой немецкой «электролодки» типа XXI. Однако японская промышленность не сумела освоить новые технологии кораблестроения и в короткий срок насытить действующий флот субмаринами, без сомнения, революционной конструкции.

Первая подводная лодка типа Sen-Taka была заложена в марте 1944 года. Но из восьми заложенных лодок, в 1945 году в строй вступили всего три I-201, I-202 и I-203. Ни одна из них не успела выйти в боевой поход. После капитуляции Японии и изучения их американскими специалистами, все три лодки были затоплены в 1946 году.